Глоссарий

Атака [Attack] #

Действием Атака вы можете совершить один бросок атаки оружием или Безоружный удар.

Вооружение и убирание оружия. Вы можете вооружиться одним оружием или убрать одно оружие, когда совершаете атаку в рамках этого действия. Вы можете сделать это до или после совершения атаки. Если вы вооружаетесь до совершения атаки, то атака не обязательно должна совершаться экипируемым оружием.

Вооружение включает в себя вынимание оружия из ножен или поднимание брошенного. Убирание оружия включает в себя убирание в ножны, укладку или бросание.

Движение между атаками. Если у вас есть умение или особенность, позволяющие вам совершать в рамках действия Атака более одной атаки (такое, как Дополнительная атака), вы можете использовать часть или всё своё перемещение между атаками этого действия.


Бонусное действие [Bonus Action] #

Бонусное действие — это особое действие: вы можете совершить в один ход и действие, и Бонусное действие. Вы можете совершить только одно Бонусное действие в ход, и у вас есть Бонусное действие только если какое-либо правило явно говорит об этом.


Влияние [Influence] #

С помощью действия Влияние вы пытаетесь побудить чудовище поступить определённым образом. Опишите или отыграйте, как вы взаимодействуете с чудовищем: пытаетесь ли вы его обмануть, запугать, развеселить или мягко убедить? Мастер определяет, считает ли чудовище ваше побуждение желанным, неприемлемым или сомнительным — это влияет на необходимость проверки характеристики:

Желанное. Если ваше предложение соответствует желаниям чудовища, проверка не требуется — оно выполняет просьбу удобным для себя образом.

Неприемлемое. Если чудовище отвращает ваше предложение, или оно противоречит его мировоззрению, проверка не требуется — оно отказывается.

Сомнительное. Если существо не уверено, стоит ли выполнять просьбу, потребуется проверка характеристики; на эту проверку влияет отношение чудовища: Безразличное, Дружелюбное или Враждебное. Следующая таблица подскажет, какая проверка соответствует вашему подходу; Мастер выбирает проверку, Сл которой обычно равна 15 или значению Интеллекта чудовища, если оно больше. При успехе проверки чудовище поступает так, как вы побуждали его поступить. При провале вы не можете использовать этот способ взаимодействия на это чудовище в течение 24 часов (или иного срока на усмотрение Мастера).

Проверка характеристикиСпособ взаимодействия
Харизма (Выступление)Попытка развеселить или развлечь чудовище.
Харизма (Запугивание)Попытка запугать чудовище.
Харизма (Обман)Попытка обмануть чудовище, которое понимает вас.
Харизма (Убеждение)Попытка убедить чудовище, которое понимает вас.
Мудрость (Обращение с животными)Мягкое уговаривание или задабривание Зверя или Монстра.



Действие [Action] #

В каждый ваш ход вы можете совершить одно действие. Вы можете выбирать из следующих вариантов или вариантов, предоставляемых вашими умениями и особенностями.

АтакаВлияниеЗатаиваниеИзучение
ИспользованиеМагияОтходПодготовка
ПоискПомощьРывокУклонение

Затаивание [Hide] #

Действием Затаивание вы пытаетесь скрыться из вида: при этом вы должны преуспеть в проверке Ловкости (Скрытность) Сл 15. Вы должны быть вне линии обзора всех врагов, и вы должны быть Сильно заслонены или за Укрытием на три четверти или Полным укрытием.

При успехе проверки вы получаете состояние Невидимый. Сохраните результат проверки: Сл обнаружения вас проверкой Мудрости (Восприятие) равна этому результату.

Это состояние оканчивается на вас немедленно после наступления любого из следующих событий: вы издаете звук громче, чем шёпот; враг обнаруживает вас; вы совершаете бросок атаки; вы сотворяете заклинание с Вербальным компонентом.


Изучение [Study] #

Действием Изучение вы совершаете проверку Интеллекта, чтобы вспомнить или обнаружить важную информацию, изучая собственную память, книгу, зацепку или другой источник знаний.

Следующая таблица предлагает, какие навыки применимы к тем или иным областям знаний.

НавыкОбласти знаний
ИсторияИсторические события и личности, древние цивилизации, войны, определённые существа (Великаны и Гуманоиды)
ПриродаТипы местностей, флора, погода, определённые существа (Звери, Драконы, Слизь и Растения)
РасследованиеЛовушки, шифры, загадки, механизмы
РелигияБожества, религиозные иерархии и обряды, священные символы, культы, определённые существа (Небожители, Исчадия и Нежить)
Тайная магияЗаклинания, магические предметы, мистические символы, магические традиции, планы бытия, определённые существа (Аберрации, Конструкты, Элементали, Феи и Монстры)

Использование [Utilize] #

Обычно вы взаимодействуете с предметом в процессе выполнения другого действия, например, когда достаете меч частью действия Атака. Когда для использования предмета требуется действие, вы совершаете действие Использование.


Магия [Magic] #

При совершении действия Магия вы сотворяете заклинание со временем сотворения в действие или используете магический предмет или особенность, требующие для активации действия Магия.

См. также: Концентрация


Отход [Disengage] #


Подготовка [Ready] #

Сначала вы определяете, какое событие станет триггером для вашей Реакции (вы должны быть способны видеть, слышать или иным образом воспринять наступление этого события). Затем вы выбираете, какое действие совершите в ответ на этот триггер, или в ответ на этот триггер вы можете переместиться на расстояние, не превышающее вашу Скорость.
Примеры формулировок включают: «Если культист встанет на люк, я дёрну рычаг, чтобы открыть его» и «Если зомби приблизится ко мне, я отойду».

Когда триггер срабатывает, вы можете либо немедленно после завершения триггера использовать заготовленную Реакцию, либо проигнорировать его.

Если вы совершаете это действие, чтобы заготовить заклинание, вы тратите ресурсы на его сотворение, как обычно, но удерживаете его энергию, высвобождая её Реакцией, когда срабатывает триггер. Заготовить таким образом можно только заклинание со временем сотворения в действие, а удержание его магии требует Концентрации, которую вы можете поддерживать до начала вашего следующего хода. Если ваша Концентрация нарушена, заготовленное заклинание рассеивается без эффекта.


Поиск [Search] #

Действием Поиск вы совершаете проверку Мудрости, чтобы обнаружить что-то неочевидное. Следующая таблица предлагает, какие навыки применимы при совершении этого действия, в зависимости от того, что именно вы пытаетесь обнаружить.

НавыкОбнаруживаемое
ВосприятиеСкрытое существо или объект
ВыживаниеСледы или пища
МедицинаБолезнь существа или причина смерти
ПроницательностьДушевное состояние существа

Помощь [Help] #

Действием Помощь вы совершаете одно из следующего:

Помощь в проверке характеристики. Выберите одно из ваших владений навыком или инструментом, а также одно союзное существо, находящееся достаточно близко, чтобы вы могли помочь ему словесно или физически при совершении этим существом проверки характеристики. Это существо совершает с Преимуществом следующую проверку характеристики с выбранным вами навыком или инструментом. Это преимущество исчезает, если выбранное союзное существо не использует его до начала вашего следующего хода. Мастер принимает окончательное решение, применима ли ваша помощь.

Помощь в броске атаки. Вы на мгновение отвлекаете одного врага в пределах 5 футов от вас, даруя Преимущество на следующий бросок атаки, совершаемый вашим союзником по этому врагу. Это преимущество исчезает в начале вашего следующего хода.


Реакция [Reaction] #

См. также: Провоцированные атаки, Действия


Рывок [Dash] #

Когда вы совершаете действие Рывок, в этом ходу вы получаете дополнительное перемещение, равное вашей Скорости после применения модификаторов. Например, если у вас Скорость 30 футов и вы совершаете Рывок, то в этот ход можете переместиться на 60 футов; если ваша Скорость 30 футов была снижена до 15 футов, то, совершив Рывок, в этот ход вы можете переместиться на 30 футов.

Если у вас есть особая скорость, как например, Скорость плавания или Скорость полёта, то вы можете увеличивать Рывком эту Скорость. Вы выбираете применимую Скорость каждый раз при совершении этого действия.

См. также: Скорость


Уклонение [Dodge] #

Если вы совершаете действие Уклонение, то до начала вашего следующего хода получаете следующие преимущества: броски атаки по вам совершаются с Помехой, если вы видите атакующего, и вы совершаете с Преимуществом спасброски Ловкости.

Вы теряете эти преимущества если получаете состояние Недееспособный или если ваша Скорость становится равна 0.


Конус [Cone] #

Конус — это область воздействия, простирающаяся прямыми линии из исходной точки в выбранном создателем направлении. Ширина Конуса в любой точке его длины равна расстоянию от этой точки до исходной точки: например, на расстоянии от исходной точки 15 футов ширина Конуса тоже равна 15 футам. Эффект, создающий Конус, указывает его максимальную длину.

Исходная точка Конуса не включается в область воздействия, если только его создатель не решит иначе.


Куб [Cube] #

Куб — это область воздействия, простирающаяся прямыми линиями от исходной точки, располагаемой в любой точке любой грани Куба. Эффект, создающий Куб, указывает длину ребра Куба.

Исходная точка Куба не включается в область воздействия, если только его создатель не решит иначе.


Линия [Line] #

Исходная точка Линии не включается в область воздействия, если только её создатель не решит иначе.


Область воздействия [Area of Effect] #

В описании многих заклинаний и иных особенностей указано, что они воздействуют в определенной области. Область воздействия обычно принимает одну из шести форм: Конус, Куб, Линия, Сфера, Цилиндр или Эманация.

У области воздействия есть исходная точка, из которой происходит распространение эффекта. Правила формы определяют, как размещается исходная точка.

Если все прямые линии от исходной точки до какого-либо места в области воздействия блокируются, это место не включается в область воздействия. Эти воображаемые линии блокируются, если препятствие дает Полное укрытие.

См. также: Укрытие


Сфера [Sphere] #

Сфера — это область воздействия, простирающаяся от исходной точки прямыми линиями во всех направлениях. Эффект, создающий Сферу, определяет дистанцию, на которую простираются эти линии, как радиус Сферы.

Исходная точка Сферы включается в область воздействия Сферы.


Цилиндр [Cylinder] #

Цилиндр — это область воздействия, простирающаяся прямыми линиями от исходной точки, располагаемой в центре верхнего или нижнего основания Цилиндра. Эффект, создающий Цилиндр, указывает радиус основания и высоту Цилиндра.

Исходная точка Цилиндра включается в область воздействия.


Эманация [Emanation] #

Эманация — это область воздействия, простирающаяся прямыми линиями от существа или объекта во всех направлениях. Эффект, создающий Эманацию, указывает длину этих линий.

Эманация перемещается вместе с исходным существом или объектом, если это не мгновенный или не неподвижный эффект.

Исходное существо или объект Эманации не включается в область воздействия, если только создатель эффекта не решит иначе.


Бессознательный [Unconscious] #

Пока у вас есть состояние Бессознательный, на вас действуют следующие эффекты:

Бездеятельность. У вас есть состояния Недееспособный и Опрокинутый, и вы роняете всё, что держите. Когда ваше состояние Бессознательный заканчивается, вы остаётесь Опрокинутым.

Скорость 0. Ваша Скорость равна 0 и не может быть увеличена.

Влияние на атаки. Броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.

Влияние на спасброски. Вы автоматически проваливаете спасброски Силы и Ловкости.

Автоматические критические попадания. Все броски атаки, попадающие по вам, считаются Критическими попаданиями, если атакующий находится в пределах 5 футов от вас.

Неосознанность. Вы не осознаете своё окружение.


Испуганный [Frightened] #

Влияние на атаки и проверки характеристик. Пока источник страха на линии вашего обзора, вы совершаете с Помехой проверки характеристик и броски атаки.

Не можете приближаться. Вы не можете добровольно приближаться к источнику страха.


Истощение [Exhaustion] #

Уровни истощения. Это состояние складывается само с собой. Каждый раз, когда вы получаете это состояние, уровень Истощения увеличивается на 1. Когда уровень Истощения становится 6, вы умираете.

Влияние на тесты к20. Когда вы совершаете Тест к20, результат броска уменьшается на уровень Истощения, умноженный на 2.

Снижение скорости. Ваша Скорость снижается на уровень Истощения, умноженный на 5.

Снятие уровней истощения. Когда вы завершаете Долгий отдых, уровень Истощения снижается на 1. Когда уровень Истощения снижается до 0, состояние на вас заканчивается.


Невидимый [Invisible] #

Пока у вас есть состояние Невидимый, на вас действуют следующие эффекты:

Внезапность. Если вы совершаете бросок Инициативы с состоянием Невидимый, то делаете это с Преимуществом.

Скрытость. На вас не может влиять никакой эффект, требующий, чтобы его цель была видна, если только создатель такого эффекта не может каким-либо образом видеть вас. Всё несомое и носимое вами снаряжение также скрывается.

Влияние на атаки. Броски атаки по вам совершаются с Помехой, а ваши броски атаки совершаются с Преимуществом, если только существо не может каким-либо образом видеть вас.


Недееспособный [Incapacitated] #

Пока у вас есть состояние Недееспособный, на вас действуют следующие эффекты:

Бездействие. Вы не можете совершать действия, Бонусные действия и Реакции.

Без концентрации. Вы не можете Концентрироваться.

Безмолвие. Вы не можете говорить.

Потрясение. Если вы совершаете бросок Инициативы с состоянием Недееспособный, то делаете это с Помехой.


Оглушённый [Deafened] #

Пока у вас есть состояние Оглушённый, на вас действует следующий эффект:

Не можете слышать. Вы не можете слышать и автоматически проваливаете проверки характеристик, требующие слуха.


Окаменевший [Petrified] #

Пока у вас есть состояние Окаменевший, на вас действуют следующие эффекты:

Недееспособный. У вас есть состояние Недееспособный.

Скорость 0. Ваша Скорость равна 0 и не может быть увеличена.

Влияние на спасброски. Вы автоматически проваливаете спасброски Силы и Ловкости.

Влияние на атаки. Броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.

Сопротивление урону. У вас есть Сопротивление всему урону.

Иммунитет к отравлению. У вас есть Иммунитет к состоянию Отравленный.


Опрокинутый [Prone] #

Пока у вас есть состояние Опрокинутый, на вас действуют следующие эффекты:

Ограниченное перемещение. Вы можете перемещаться только ползком, или вы можете потратить перемещение в размере, равном половине вашей Скорости (округляя вниз), чтобы подняться и таким образом окончить на себе это состояние. Вы не можете подняться, если ваша Скорость равна 0.

Влияние на атаки. Вы совершаете с Помехой броски атаки. Броски атаки по вам совершаются с Преимуществом, если атакующий находится в пределах 5 футов от вас; броски атаки по вам совершаются с Помехой, если атакующий находится далее 5 футов от вас.


Опутанный [Restrained] #

Пока у вас есть состояние Опутанный, на вас действуют следующие эффекты:

Скорость 0. Ваша Скорость равна 0 и не может быть увеличена.

Влияние на атаки. Ваши броски атаки совершаются с Помехой, а броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.

Влияние на спасброски. Вы совершаете с Помехой спасброски Ловкости.


Ослеплённый [Blinded] #

Пока у вас есть состояние Ослеплённый, на вас действуют следующие эффекты:

Не можете видеть. Вы не можете видеть и автоматически проваливаете проверки характеристик, требующие зрения.

Влияние на атаки. Ваши броски атаки совершаются с Помехой, а броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.


Отравленный [Poisoned] #

Пока у вас есть состояние Отравленный, на вас действуют следующие эффекты:

Влияние на атаки и проверки характеристик. Вы совершаете с Помехой броски атаки и проверки характеристик.


Очарованный [Charmed] #

Пока у вас есть состояние Ослеплённый, на вас действуют следующие эффекты:

Не можете вредить очаровавшему. Вы не можете атаковать очаровавшее вас существо или нацеливать на него наносящие урон способности и магические эффекты.

Социальное преимущество. Очаровавшее вас существо совершает с Преимуществом проверки характеристик при социальном взаимодействии с вами.


Ошеломлённый [Stunned] #

Пока у вас есть состояние Ошеломлённый, на вас действуют следующие эффекты:

Недееспособность. У вас есть состояние Недееспособный.

Влияние на спасброски. Вы автоматически проваливаете спасброски Силы и Ловкости.

Влияние на атаки. Броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.


Парализованный [Paralyzed] #

Пока у вас есть состояние Парализованный, на вас действуют следующие эффекты:

Недееспособность. У вас есть состояние Недееспособный.

Скорость 0. Ваша Скорость равна 0 и не может быть увеличена.

Влияние на спасброски. Вы автоматически проваливаете спасброски Силы и Ловкости.

Влияние на атаки. Броски атаки по вам совершаются с Преимуществом.

Автоматические критические попадания. Все броски атаки, попадающие по вам, считаются Критическими попаданиями, если атакующий находится в пределах 5 футов от вас.


Состояние [Condition] #

Состояние — это временный игровой статус. Описание состояния указывает, какой эффект оно оказывает на получившего это состояние.

Состояния одного типа не складываются: у вас либо есть то или иное состояние, либо нет. Исключением является состояние Истощение.


Схваченный [Grappled] #

Пока у вас есть состояние Схваченный, на вас действуют следующие эффекты:

Скорость 0. Ваша Скорость равна 0 и не может быть увеличена.

Влияние на атаки. Вы совершаете с Помехой броски атаки по всем целям, кроме той, что схватила вас.

Можете быть перемещены. Схватившее вас существо может при своём перемещении тащить или нести вас; при этом каждый фут перемещения стоит на 1 фут больше, если только вы не Крошечного размера или на две размера меньше его.


Лазание [Climbing] #

При лазании вы затрачиваете 1 дополнительный фут за каждый фут перемещения (2 дополнительных фута при лазании на Труднопроходимой местности). Вы не затрачиваете дополнительного перемещения, если у вас есть Скорость лазания, и вы используете её при лазании.

По решению Мастера лазание по скользкой поверхности или при недостаточном количестве точек опоры может потребовать успешной проверки Силы (Атлетика) Сл 15.


Полёт [Flying] #

Некоторые эффекты позволяют существу летать. Во время полёта вы падаете, если получаете состояние Недееспособный или Опрокинутый, или если ваша Скорость полёта снижается до 0. Вы остаётесь в полёте даже при этих условиях, если вы можете парить.

См. также: Падение, Скорость полёта


Ползание [Crawling] #

При перемещении ползком каждый преодолеваемый фут затрачивает дополнительно 1 фут перемещения (дополнительно 2 фута на Труднопроходимой местности).

См. также: Скорость


Скорость [Speed] #

У каждого существа есть Скорость. Её значение равно количеству футов, на которое это существо может переместиться в свой ход.

Особые скорости. У некоторых существ есть особые варианты скорости — такие, как Скорость копания, Скорость лазания, Скорость Полёта или Скорость Плавания — также описанные в глоссарии. Если у вас есть несколько скоростей, при перемещении вы выбираете, которую используете. Вы можете переключаться между используемыми скоростями в процессе перемещения; при этом вы вычитаете уже потраченное перемещение из значения скорости, на которую переключаетесь: разница означает, сколько вы ещё можете перемещаться. Если разница равна нулю или меньше, вы не можете использовать эту скорость для перемещения. Например, если у вас Скорость 30 и Скорость полёта 40, вы можете пролететь 10 футов, пройти 10 футов и снова взлететь, пролетев ещё 20 футов.

Изменения скоростей. Если какой-либо эффект временно увеличивает или уменьшает вашу Скорость, ваши особые скорости тоже увеличиваются или уменьшаются на ту же величину. Например, если ваша Скорость уменьшается до нуля, и у вас есть Скорость лазания, то ваша Скорость лазания также уменьшается до нуля. Аналогично, если ваша Скорость уменьшена вдвое, и у вас есть Скорость полёта, то ваша Скорость полёта также уменьшается вдвое.

См. также: Лазание, Ползание, Полёт, Плавание, Сражение


Скорость копания [Burrow Speed] #

Если у существа есть Скорость копания, оно может использовать её для перемещения через песок, землю, грязь или лёд. Существо не может перемещаться таким образом через сплошной камень, если какая-либо особенность не разрешает ему это делать.

См. также: Скорость


Скорость лазания [Climb Speed] #

Скорость лазания может использоваться вместо обычной Скорости при перемещении на вертикальных поверхностях. При этом не затрачивается дополнительное перемещение, обычное для лазания.

См. также: Лазание, Скорость


Скорость плавания [Swim Speed] #

Скорость плавания позволяет плавать без затрат дополнительного перемещения, обычно присущего плаванию.

См. также: Скорость


Скорость полёта [Fly Speed] #

Скорость полёта позволяет перемещаться по воздуху. Пока у вас есть Скорость полёта, вы можете оставаться в воздухе, пока не приземлитесь, упадёте или умрёте.

См. также: Полёт, Скорость


Истинное зрение [Truesight] #

Если у вас есть Истинное зрение, ваше зрение улучшается в пределах указанной дальности. В этих пределах ваше зрение проникает сквозь следующее:

Тьма. Вы можете видеть в обычной и магической Тьме.

Невидимость. Вы видите существ и предметы, у которых есть состояние Невидимый.

Визуальные иллюзии. Визуальные иллюзии кажутся вам прозрачными, и вы автоматически преуспеваете в спасбросках против них.

Преображения. Вы распознаёте истинную форму любого видимого вами изменённого магией существа или объекта.

Эфирный план. Вы можете видеть на Эфирный план.


Слепое зрение [Blindsight] #

Обладая Слепым зрением, вы можете видеть в определённых пределах, не полагаясь на обычное зрение. В этих пределах вы видите всё, что не находится за Полным укрытием, даже если у вас есть состояние Ослеплённый или вы находитесь в области Тьмы. Кроме того, в этом радиусе вы можете видеть существ, у которых есть состояние Невидимый.


Тёмное зрение [Darkvision] #

Если у вас есть Тёмное зрение, то в пределах дальности этого зрения вы видите в Тусклом свете будто в Ярком свете, а в Тьме будто в Тусклом свете. Вы не различаете цвета, видя Тёмным зрением во Тьме, а видите всё как оттенки серого.


Чувство вибрации [Tremorsense] #

Существо, обладающее Чувством вибрации, может определять местоположение существ и движущихся объектов в определенных пределах, если и обладатель Чувства вибрации, и ощущаемое им существо или объект находятся в контексте с одной и той же поверхностью (как, например, земля, стена, потолок) или жидкостью.

Чувство вибрации не может определять местоположение существ или объектов, находящихся в воздухе. Чувство вибрации не считается зрением.


Безразличное отношение [Indifferent] #

Существо с Безразличным отношением не заинтересовано в сотрудничестве, но и не стремится вам навредить. Безразличное — стандартное отношение чудовища к персонажу.

См. также: Влияние


Враждебное отношение [Hostile] #

Существо с Враждебным отношением воспринимает вас как угрозу или противника. Вы совершаете с Помехой проверки характеристик, когда пытаетесь повлиять на существо с Враждебным отношением к вашему персонажу.

См. также: Влияние


Дружелюбное отношение [Friendly] #

Существо с Дружелюбным отношением благосклонно к вам. Вы совершаете с Преимуществом проверки характеристик, когда пытаетесь повлиять на существо с Дружелюбным отношением к вашему персонажу.

См. также: Влияние


Отношение [Attitude] #

Каждое чудовище имеет исходное отношение к персонажу игрока: Дружелюбное, Враждебное или Безразличное.

См. также: Влияние


Безоружный удар [Unarmed Strike] #

Вы можете совершать рукопашные атаки не оружием, а кулаком, ногой, головой или иной частью тела. В игре это понятие называется Безоружным ударом: это рукопашная атака, в рамках которой вы используете ваше тело для нанесения уроны, захвата или толчка существа, находящегося в пределах 5 футов от вас.

Каждый раз при использовании Безоружного удара выберите его эффект из следующих вариантов:

Урон. Вы совершаете бросок атаки по цели; модификаторы этого броска — ваши модификатор Силы и Бонус Владения. При попадании цель получает Дробящий урон, равный 1 + ваш модификатор Силы.

Захват. Цель должна преуспеть спасбросок Силы или Ловкости (на выбор цели), иначе получит состояние Схваченный. Сл этого спасброска и попыток освобождения от захвата равна 8 + ваши модификатор Силы и Бонус владения. Захватывать таким образом можно только существа, чей размер больше вашего максимум на одну категорию, и только если у вас есть свободная рука для захвата.

Толчок. Цель должна совершить спасбросок Силы или Ловкости (на выбор цели). При провале вы толкаете цель на 5 футов от себя или причиняете ей состояние Опрокинутый. Сл этого спасброска равна 8 + ваши модификатор Силы и Бонус владения. Толкать таким образом можно только существа, чей размер больше вашего максимум на одну категорию.


Бросок атаки [Attack Roll] #

Бросок атаки - это Тест к20, отражающий совершение атаки оружием, заклинанием или Безоружным ударом.

См. также: Тест к20, Безоружный удар


Бросок урона [Damage Roll] #

Бросок урона — это бросок кости с учётом всех соответствующих модификаторов, определяющий количество урона, наносимого цели.


Владение [Proficiency] #

Если у вас есть владение чем-либо, то вы можете добавлять ваш Бонус владения к Тестам к20, совершаемым с использованием этого чего-либо.
Существо может иметь владение навыком, спасброском, оружием или инструментом.


Временные хиты [Temporary Hit Points] #

Некоторыми эффекты дают Временные хиты, служащие буфером, поглощающим урон вместо настоящих Хитов.


Героическое вдохновение [Heroic Inspiration] #

Когда у вас (персонажа игрока) есть Героическое вдохновение, вы можете потратить его, чтобы немедленно после броска любой кости перебросить её. Вы должны использовать новый результат.

Если вы получаете Героическое вдохновение, но оно у вас уже есть, вы можете передать его другому персонажу, у которого ещё нет Героического вдохновения, иначе оно теряется.


Долгий отдых [Long Rest] #

Долгий отдых — это длительный период времени (по меньшей мере 8 часов), доступный любому существу. Во время Долгого отдыха вы спите не менее 6 часов и не более 2 часов занимаетесь легкой деятельностью — такой, как чтение, беседа, приём пищи или стояние на страже.

Пока вы спите, у вас есть состояние Бессознательный. После завершения Долгого отдыха вы можете начать следующий не менее чем через 16 часов.

Преимущества отдыха. Чтобы начать Долгий отдых, у вас должно быть не менее 1 Хита. По завершении Долгого отдыха вы получаете следующие преимущества:

Восполнение всех Хитов. Вы восстанавливаете все потерянные Хиты и все потраченные Кости хитов. Если ваш максимум Хитов был снижен, он возвращается к нормальному значению.

Восстановление значений характеристик. Если какие-либо из значений ваших характеристик были снижены, они возвращаются к нормальному значению.

Снижение истощения. Если у вас есть состояние Истощения, его уровень снижается на 1.

Особые умения. Некоторые умения и особенности восстанавливаются по завершении Долгого отдыха. Если у вас есть такое умение, оно восстанавливается так, как указано в его описании.

Прерывание отдыха. Долгий отдых прерывается:

• если вы совершаете бросок Инициативы

•если вы сотворяете заклинание, кроме заговора

• если вы получаете урон

• если вы в течение часа ходите или занимаетесь иными физическими упражнениями

Если перед прерыванием отдыха вы отдыхали по меньшей мере 1 час, то получаете преимущества Короткого отдыха.

Сразу после прервавшего отдых события вы можете продолжить его. В таком случае завершение отдыха требует на 1 час за каждое прерывание больше времени.

См. также: Короткий отдых


Заговор [Cantrip] #

Заговор — это заклинание 0-го уровня, которое можно сотворять без ячейки заклинаний.

См. также: Заклинания


Заклинательная фокусировка [Spellcasting Focus] #

Заклинательная фокусировка — это объект, который некоторые существа могут использовать вместо Материальных компонентов заклинаний, если эти компоненты не расходуются заклинаниями и если заклинание не указывает стоимости этих компонентов. Представители некоторых классов могут использовать различные типы Заклинательных фокусировок.

См. также: Сотворение заклинаний


Захват [Grappling] #

Существо может попытаться схватить другое существо. Персонажи обычно используют для этого Безоружный удар. Многие чудовища обладают особыми атаками, позволяющими быстро взять жертву в захват. Независимо от того, как начат захват, он подчиняется следующим правилам.

Состояние Схваченный. При успешном захвате цель получает состояние Схваченный.

Одна рука — один захват. Для захвата требуется свободная рука. Некоторые блоки статистик и игровые эффекты позволяют существу использовать щупальца, пасть или другие части тела. Что бы захватывающий ни использовал для захвата, эта часть тела может удерживать только одно существо, и её нельзя использовать для других целей, пока захват не прекращён.

Освобождение от захвата. Существо с состоянием Схваченный может действием совершить проверку Силы (Атлетика) или Ловкости (Акробатика) против Сл освобождения захвата,при успехе оканчивая на себе это состояние. Захват также прекращается, если схватившее существо получает состояние Недееспособный, или если расстояние между схватившим и схваченным превысит досягаемость захвата.

См. также: Безоружный удар, Схваченный


Значения и модификаторы характеристик [Ability Score and Modifier] #

У каждого существа есть шесть значений характеристик: Сила, Ловкость, Телосложение, Интеллект, Мудрость и Харизма; каждому значению характеристики соответствует модификатор. Когда вы совершаете Тест к20, вы прибавляете к результату модификатор соответствующей характеристики; вы также прибавляете модификатор, когда то или иное правило указывает это сделать.

См. также: Шесть характеристик


Иммунитет [Immunity] #

Если у вас есть Иммунитет какому-либо типу урона или состоянию, то урон этого типа или состояние никаким образом не могут повлиять на вас.


Инициатива [Initiative] #

Инициатива определяет порядок ходов в сражении. Правила сражения в главе 1 описывают, как совершать бросок Инициативы.

Мастер может решить не совершать броски Инициативы, а использовать значения Инициативы участников сражения. Ваше значение Инициативы равно 10 + ваш модификатор Ловкости. Если вы должны совершать броски Инициативы с Преимуществом, увеличьте это значение на 5. Если вы должны совершать броски Инициативы с Помехой, уменьшите это значение на 5.

См. также: Преимущество, Помеха


Кампания [Campaign] #

Кампания представляет собой серию приключений.

См. также: Приключение


Класс Защиты [Armor Class] #

Класс Защиты (КЗ) — это целевое значение броска атаки. КЗ отражает сложность попадания по цели.

Базовая формула расчёта вашего КЗ: 10 + ваш модификатор Ловкости. Если какое-либо правило даёт вам другую формулу расчёта КЗ, вы выбираете, какую использовать, и вы можете использовать единовременно только одну.

См. также: Бросок атаки


Концентрация [Concentration] #

Некоторые заклинания и эффекты иного рода требуют для своего продолжительного действия Концентрации, как указано в их описании. Если создатель эффекта теряет Концентрацию, такой эффект прекращается. Если для эффекта предусмотрен максимум длительности, то описание эффекта указывает, как долго создатель может концентрироваться на нём: например, до 1 минуты или до 1 часа. Создатель эффекта может прервать Концентрацию в любой момент (действий не требуется). Концентрация также может быть прервана следующим:

Концентрация на другом эффекте. Вы теряете Концентрацию на эффекте, как только начинаете сотворять требующее Концентрации заклинание или создаёте другой требующий Концентрации эффект.

Урон. Когда вы получаете урон, вы должны совершить спасбросок Телосложения, при провале теряя Концентрацию. Сл этого спасброска равна половине полученного урона (округляя вниз, но не больше 30), или 10, если полученная Сл меньше 10.

Бессознательность и смерть. Ваша Концентрация прерывается, если вы умираете или получаете состояние Бессознательный.


Короткий отдых [Short Rest] #

Короткий отдых — это период времени в 1 час, во время которого существо не делает ничего более утомительного, чем приём пищи, чтение, беседа или стояние на страже. Чтобы начать Короткий отдых, у вас должно быть не менее 1 Хита.

Преимущества отдыха. По завершении Короткого отдыха вы получаете следующие преимущества:

Восполнение Хитов. Вы можете потратить одну или более Кость хитов, чтобы восстановить Хиты. За каждую потраченную таким образом Кость хитов бросьте её и добавьте к результату ваш модификатор Телосложения: вы восстанавливаете Хиты в количестве, равном этой сумме (по меньшей мере 1 Хит). Вы решаете, тратить ли ещё одну Кость хитов после каждого броска.

Особые умения. Некоторые умения и особенности восстанавливаются по завершении Короткого отдыха. Если у вас есть такое умение, оно восстанавливается так, как указано в его описании.

Прерывание отдыха. Короткий отдых прерывается:

•если вы совершаете бросок Инициативы

• если вы сотворяете заклинание, кроме заговора

• если вы получаете урон

Прерванный Короткий отдых не даёт никаких преимуществ.

См. также: Долгий отдых


Кости хитов [Hit Point Dice] #

Кости хитов помогают определить максимум Хитов персонажа, как описано в главе 2 Книги игрока. У большей части чудовищ тоже есть Кости хитов. Существо может тратить Кости хитов во время Короткого отдыха, чтобы восстановить Хиты.

См. также: Короткий отдых


Критическое попадание [Critical Hit] #

Если при броске атаки на кости к20 выпадает "20", это считается Критическим попаданием, и атака попадает вне зависимости от модификаторов и КЗ цели.

Критическое попадание позволяет вам бросать дополнительные кости урона по цели; бросьте все кости урона этой атаки дважды и сложите результаты, после чего прибавьте полагающиеся модификаторы.


Легкое заслонение [Lightly Obscured] #

Когда вы совершаете проверку Мудрости (Восприятие), чтобы увидеть что-то в Легко заслоненном пространстве, вы делаете это с Помехой.

См. также: Тусклый свет


Мировоззрение [Alignment] #

Мировоззрение существа в общих чертах описывает его этические принципы и идеалы. Оно определяется двумя составляющими, где одно определяет мораль (Добрый, Злой или Нейтральный), а второе отношение к порядку (Принципиальный, Хаотичный или Нейтральный).

Эти составляющие образуют девять возможных комбинаций, таких как "Принципиально-Добрый" и "Нейтрально-Злой".


Навык [Skill] #

Навык — это область специализации проверки характеристики. Если у вас есть владение навыком, вы можете добавлять ваш Бонус владения при совершении проверки характеристики с этим навыком.


Настройка [Attunement] #

Некоторые магические предметы требуют, чтобы существо установило с предметом связь (называемую Настройкой), прежде чем сможет использовать магические свойства такого предмета. Существо может установить Настройку не более чем с тремя магических предметами одновременно.


Незанятое пространство [Unoccupied Space] #

Пространство считается незанятым, если в нём нет существ и оно не полностью заполнено объектами.


Объект [Object] #

Объект — это неживой отдельный предмет. Составные сущности (например, здания) состоят из нескольких объектов.

См. также: Уничтожение предметов


Окровавленный [Bloodied] #

Существо считается Окровавленным, когда у него остаётся половина Хитов или меньше.


Помеха [Disadvantage] #

Если у вас есть Помеха при совершении Теста к20, бросьте две кости к20 и используйте меньший из результатов. При броске к20 может применяться только одна Помеха, а Преимущество и Помеха, применённые на один и тот же бросок, отменяют друг друга.

См. также: Тест к20, Преимущество


Преимущество [Advantage] #

Если у вас есть Преимущество при совершении Теста к20, бросьте две кости к20 и используйте наибольшее значение. При броске к20 может применяться только одно Преимущество, а Преимущество и Помеха, применённые на один и тот же бросок, отменяют друг друга.

См. также: Тест к20, Помеха


Приключение [Adventure] #

Приключение представляет собой серию столкновений. Сюжет приключения разворачивается через отыгрывание этих столкновений.

См. также: Столкновение


Проверка характеристики [Ability Check] #

Проверка характеристики - это Тест к20, отражающий использование одной из шести характеристик (или связанного с характеристикой навыка) в попытке преодолеть то или иное испытание.

См. также: Владение, Тест к20


Провоцированные атаки [Opportunity Attacks] #

Вы можете совершить Провоцированную атаку, когда видимое вами существо покидает пределы вашей досягаемости, используя свои действие, Бонусное действие, Реакцию или любую из скоростей. Для этого вы Реакцией совершаете одну рукопашную атаку оружием или Безоружным ударом по спровоцировавшему существу. Атака происходит сразу перед тем, как существо покинет пределы вашей досягаемости.


Размер [Size] #

Размер каждого существа и каждого объекта относится к одной из категорий: Крошечный, Маленький, Средний, Большой, Огромный или Громадный.

Размер существа определяет пространство, занимаемое им в сражении. Размер объекта влияет на его Хиты.


Ритуал [Ritual] #

Если у вас подготовлено заклинание с отметкой Ритуал, вы можете сотворить его как Ритуал; ритуальная версия заклинания сотворяется на 10 минут дольше, чем обычно. В этом случае заклинание не тратит ячейку заклинаний: это значит, что ритуальная версия заклинания не может быть сотворена с более высоким уровнем.

См. также: Заклинания


Сильное заслонение [Heavily Obscured] #

Пока вы пытаетесь рассмотреть что-либо в сильно заслонённом пространстве, у вас есть состояние Ослеплённый.

См. также: Тьма


Смерть [Dead] #

У мёртвого существа нет Хитов, и оно не может восстанавливать их, пока магия, такая как заклинания Оживление или Возрождение, не вернёт его к жизни. Дух существа знает, кто сотворяет такое заклинание на него, и может отказаться. Дух мёртвого существа покинул тело и отправился на Внешние Планы, и оживление существа требует возвращения духа.

Если существо возвращается к жизни, оживляющий эффект определяет его текущие Хиты. Если не указано иначе, существо возвращается к жизни со всеми состояниями, магическими заражениями и проклятиями, которые действовали на момент смерти, если длительность этих эффектов ещё не истекла. Если существо умерло с уровнем Истощения, при возвращении к жизни уровень Истощения снижается на 1. Если у существа была Настройка на один или несколько магических предметов, оно больше не настроено на них.


Сопротивление [Resistance] #

Если у вас есть Сопротивление какому-либо типу урона, то получаемый вами урон этого типа уменьшается вдвое (округляя вниз). На каждую порцию урона Сопротивление применяется только один раз.


Союзник [Ally] #

Существо является вашим союзником, если оно входит в вашу группу искателей приключений, является вашим другом, сражается на вашей стороне в бою или обозначено как ваш союзник согласно правилам или решению Мастера.


Спасбросок [Saving Throw] #

Спасбросок (иногда кратко "спас") — это Тест к20, отражающий попытку избежать угрозы или сопротивляться ей. Обычно вы совершаете спасбросок только если какое-либо правило требует этого от вас. Вы можете не совершать бросок, а добровольно провалить спасбросок. Последствия совершенного спасброска описываются в эффекте, который потребовал совершения спасброска. Если у цели спасброска отсутствует характеристика, используемая в спасброске, он автоматически проваливается.

См. также: Тест к20


Спасбросок от Cмерти [Death Saving Throw] #

Персонаж игрока должен совершить спасбросок от Cмерти (иногда также спас от Смерти), если он начинает ход с 0 Хитов.


Телепортация [Teleportation] #

Телепортация — это особый вид магического перемещения. При телепортации вы исчезаете и мгновенно появляетесь в другом месте, не перемещаясь через пространство между этими точками. Телепортация никогда не вызывает Провоцированных атак, и, если правило не говорит иначе, не затрачивает перемещения.

При телепортации всё несомое и носимое вами снаряжение телепортируется с вами. Если при телепортации вы касаетесь другого существа, то это существо не телепортируется с вами, если только эффект телепортации не говорит иначе.

Если пространство назначения занято другим существом или заблокировано сплошным препятствием, вы появляетесь не в этом пространстве, а в ближайшем к нему незанятом пространстве по вашему выбору.

Описание телепортирующего эффекта указывает, должны ли вы видеть точку назначения.


Тест к20 [D20 Test] #

Понятие "Тест к20" описывает три главных броска к20 в игре: проверки характеристик, броски атаки и спасброски. Если что-либо в игре влияет на Тест к20, оно влияет на все три типа бросков. Мастер решает, требуется ли Тест к20 в той или иной ситуации.

См. также: Бросок атаки, Проверка характеристики, Спасбросок


Тренированность с доспехами [Armor Training] #

Тренированность с доспехами позволяет вам носить доспехи соответствующей категории без нижеописанных штрафов.

Если вы носите Лёгкий, Средний или Тяжёлый доспех, и у вас нет соответствующей Тренированности, то вы не можете сотворять заклинания и совершаете с Помехой все Тесты к20, использующие Силу или Ловкость.

Если вы носите Щит, и у вас нет Тренированности с щитами, вы не получаете бонус Щита к КЗ.

См. также: Тест к20, Помеха, Снаряжение: Доспехи


Труднопроходимая местность [Difficult Terrain] #

Передвижение по Труднопроходимой местности требует дополнительных затрат перемещения: каждый фут движения в таком пространстве стоит 1 дополнительный фут. Например, перемещение на 5 футов по Труднопроходимой местности требует 10 футов перемещения. Эффекты Труднопроходимой местности не суммируются – пространство либо является Труднопроходимым, либо нет.

Пространство считается Труднопроходимой местностью, если в нём находится что-либо из следующего или нечто аналогичное:
• Существо размером больше Крошечного, не являющееся вашим союзником
• Мебель, рассчитанная на существ вашего размера или больше
• Глубокий снег, лёд, завалы или густые заросли
• Жидкость глубиной от щиколотки до пояса
• Узкий проход, рассчитанный на существ на категорию размера меньше вас
• Наклон под углом 20 градусов или более


Тусклый свет [Dim Light] #

Область Тусклого света является Легко заслонённой.


Тьма [Darkness] #

Область Тьмы является Сильно заслонённой.


Укрытие [Cover] #

Укрытие предоставляет определённую защиту укрывающимся за ним целям. Предоставляемая защита может быть трёх степеней, каждая дающая укрывающимся свои преимущества: Укрытие наполовину (бонус +2 к КЗ и спасброскам Ловкости), Укрытие на три четверти (бонус +5 к КЗ и спасброскам Ловкости) и Полное укрытие (на укрывающихся нельзя нацелиться напрямую). Если применимо сразу несколько степеней защиты, применяется только одна, сильнейшая.


Уязвимость [Vulnerability] #

Если у вас есть Уязвимость типу урона, урон этого типа по вам удваивается. Уязвимость применяется только один раз к каждой порции урона.


Хиты [Hit Points] #

Хиты — это мера того, насколько трудно убить или уничтожить существо или объект. Урон снижает Хиты, а лечение восстанавливает их.

Ваши Хиты не могут быть меньше 0 или больше, чем ваш максимум Хитов.

См. также: Уничтожение предметов


Экспертность [Expertise] #

Экспертность — это особенность, усиливающая ваше владение навыком. Всякий раз, когда вы совершаете проверку характеристики с навыком, в котором у вас есть владение и Экспертность, вы удваиваете ваш Бонус владения для этой проверки, если только этот бонус уже не удвоен другим умением или особенностью.

При получении Экспертности вы получаете его в одном навыке, в котором у вас есть владение. Вы не можете получить Экспертность в одном и том же навыке дважды.

См. также: Владение


Яркий свет [Bright Light] #

Яркий свет — это обычное освещение.