В этой статье приведены правила сотворения заклинаний. Описания обычных для миров Dungeons & Dragons заклинаний см. в разделе заклинаний. Эти заклинания используются многими классовыми умениями, чудовищами и магическими предметами.
Получение заклинаний
Прежде чем вы сможете сотворить заклинание, вы должны подготовить его в своём сознании или получить доступ к заклинанию с помощью магического предмета, такого как Свиток заклинаний. Ваши умения и особенности определяют, есть ли у вас доступ к заклинаниям, и если да, то к каким; всегда ли у вас подготовлены те или иные заклинания; и можете ли вы изменять список подготовленных вами заклинаний.
Подготовка заклинаний
Если у вас есть список подготавливаемых вами заклинаний 1-го уровня и выше, ваше умение сотворения заклинаний определяет, когда вы можете изменять этот список и количество заклинаний, которые вы можете изменить, как показано в следующей таблице.
Класс | Изменение при ... | Количество заклинаний |
Бард | Получении уровня | Одно |
Волшебник | Завершении Долгого отдыха | Любое |
Друид | Завершении Долгого отдыха | Любое |
Жрец | Завершении Долгого отдыха | Любое |
Колдун | Получении уровня | Одно |
Паладин | Завершении Долгого отдыха | Одно |
Следопыт | Завершении Долгого отдыха | Одно |
Чародей | Получении уровня | Одно |
Большинство использующих заклинания чудовищ не изменяет списки своих подготовленных заклинаний, но Мастер может менять их по своему усмотрению.
Всегда подготовленные заклинания
Определённые умения могут давать вам заклинания, которые у вас всегда подготовлены. Если у вас при этом есть и список подготовленных заклинаний, которые вы можете изменять, то всегда подготовленные заклинания не учитываются при подсчёте количества заклинаний в этом списке.
Сотворение заклинаний в доспехах
Чтобы сотворять заклинания в доспехах, вы должны иметь тренированность с этими доспехами. В противном случае доспехи слишком стесняют ваши движения, и вы не можете сотворять заклинания.
Сотворение заклинаний
Описание каждого заклинания содержит ряд условий, необходимых для сотворения заклинания. В следующих разделах объясняется каждый из этих элементов, перечисленных ниже названия заклинания.
Уровень заклинания
Каждое заклинание имеет уровень от 0-го до 9-го; уровень указан в описании заклинания. Уровень заклинания — это показатель того, насколько оно мощное. Заговоры — простые заклинания, которые можно сотворять почти без усилий — имеют 0-й уровень. В правилах для каждого класса, умеющего сотворять заклинания, указано, когда представители этого класса получают доступ к заклинаниям того или иного уровня.
Ячейки заклинаний
Использование заклинаний требует больших затрат, поэтому заклинатель может сотворить только ограниченное количество заклинаний 1-го и выше уровней, прежде чем ему потребуется отдых. Ячейки заклинаний — это основной способ представления магического потенциала заклинателя. Каждый класс, умеющий сотворять заклинания, даёт своим представителям ограниченное количество ячеек для заклинаний определённых уровней. Например, Волшебник 3-го уровня имеет четыре ячейки заклинаний 1-го уровня и две ячейки заклинаний 2-го уровня.
Когда вы сотворяете заклинание, вы расходуете ячейку того же уровня, что и заклинание, или выше — по сути “заполняя" ячейку заклинанием. Представьте, что ячейка заклинаний — это углубление определённого размера; маленькое для ячейки 1-го уровня и большее для заклинаний более высокого уровня. Заклинание 1-го уровня может поместиться в ячейку любого размера, но заклинание 2-го уровня поместится уже только в ячейку не ниже 2-го уровня; так, когда Волшебник 3-го уровня сотворяет Волшебную стрелу, заклинание 1-го уровня, он тратит одну из четырёх ячеек 1-го уровня, и у него остаётся три таких ячейки.
По завершению Долгого отдыха все потраченные ячейки заклинаний восстанавливаются.
Сотворение без ячеек
Существует несколько способов сотворить заклинание без траты ячейки заклинаний:
Заговоры. Заговоры сотворяются без ячеек заклинаний.
Ритуалы. У некоторых заклинаний Время сотворения имеет метку Ритуал. Такое заклинание может быть сотворено по обычным правилам сотворения заклинаний, и оно может быть сотворено как Ритуал. На сотворение заклинания в Ритуальной версии требуется на 10 минут больше времени, чем обычно, но при этом вы не тратите ячейку заклинаний. У заклинателя должно быть подготовлено заклинание, чтобы он мог сотворить его как Ритуал.
Особые способности. Некоторые персонажи и чудовища обладают особыми способностями, которые позволяют им сотворять определённые заклинания без ячейки заклинаний. Это заклинательство обычно ограничено другим образом; например, заклинание может быть ограничено количеством сотворений в день.
Магические предметы. Свитки заклинаний и некоторые другие магические предметы содержат заклинания, которые можно сотворить без ячейки заклинания. В описании такого предмета указывается, сколько раз с его помощью можно сотворить заклинание.
Использование ячейки более высокого уровня
Когда заклинатель сотворяет заклинание с ячейкой более высокого уровня, чем уровень заклинания, это заклинание сотворяется с уровнем этой ячейки. Например, если Волшебник сотворяет Волшебную стрелу с ячейкой 2-го уровня, то эта Волшебная стрела будет 2-го уровня. Иными словами, заклинание раскрывается, заполняя ту ячейку, в которую оно помещено.
Эффекты некоторых заклинаний — например, Волшебной стрелы и Лечения ран — усиливаются при сотворении на более высоком уровне, как подробно описано в тексте такого заклинания.
Школа магии
Каждое заклинание относится к той или иной категории, школе магии. Школы перечислены в следующей таблице. Эти категории помогают описывать заклинания, но не имеют собственных правил, хотя на них ссылаются некоторые другие правила.
Школа магии | Типичные эффекты |
Воплощение | Направление энергии на создание эффектов, нередко разрушительных |
Иллюзия | Обман разума или чувств |
Некромантия | Манипуляция жизнью и смертью |
Ограждение | Предотвращение или обращение вспять вредных эффектов |
Очарование | Влияние на умы |
Призыв | Перемещение существ или объектов |
Прорицание | Получение информации |
Преобразование | Трансформация существ или объектов |
Списки заклинаний классов
Если заклинание есть в списке заклинаний того или иного класса, название этого класса указано ниже длительности заклинания. Некоторые умения добавляют заклинание в список заклинаний персонажа, даже если персонаж не является представителем ни одного из перечисленных в описании заклинания классов.
Время сотворения
Большая часть заклинаний сотворяются действием Магия, но некоторые заклинания требуют сотворения Бонусным действием, Реакцией или в течение 1 минуты или более. Для каждого заклинания указано требуемое Время сотворения.
Одно заклинание с ячейкой заклинаний за ход
В каждый ход вы можете потратить для сотворения заклинаний только одну ячейку заклинаний. Это правило означает, что вы не можете, например, сотворить заклинание с ячейкой заклинаний действием Магия, и ещё одно Бонусным действием в тот же ход.
Условия Реакций и Бонусных действий
Если заклинание сотворяется Реакцией, оно сотворяется в ответ на выполнение условия, описанного со Временем сотворения заклинания. Некоторые заклинания, сотворяющиеся Бонусным действием, также сотворяются в ответ на выполнение описанного в заклинании условия.
Длительное время сотворения
Некоторые заклинания — как и сотворение заклинания как Ритуал — требуют больше времени на сотворение: минуты или даже часы. Когда вы сотворяете заклинание со временем сотворения 1 минута или более, в каждый из своих ходов вы должны совершать действие Магия, и вы должны постоянно сохранять Концентрацию. Если ваша Концентрация нарушается, заклинание не сотворяется, но вы не тратите ячейку заклинаний. Чтобы всё же сотворить заклинание, вы должны начать сначала.
Дистанция
Дистанция действия заклинания указывает, на каком расстоянии от заклинателя может возникнуть эффект заклинания, а в описании заклинания указывается, какая часть эффекта ограничена дистанцией.
Дистанция обычно выражена одним из следующих видов:
Дистанция. Дистанция указывается в футах.
Касание. Эффект заклинания возникает на чём-то, к чему должен прикоснуться заклинатель, как указано в заклинании.
На себя. Заклинание сотворяется на заклинателя или исходит от него, как указано в заклинании.
Если эффект заклинания может перемещаться, он не ограничен его дистанцией действия, если только в описании заклинания не указано иное.
Компоненты
Компоненты заклинания — это физические требования, которые заклинатель должен выполнить, чтобы сотворить заклинание. В описании каждого заклинания указано, требуются ли для него Вербальные (В), Соматические (С) или Материальные (М) компоненты. Если заклинатель не может предоставить один или несколько компонентов заклинания, он не может сотворить это заклинание.
Вербальный (В)
Вербальный компонент — это произнесение эзотерических слов, которые для непосвящённых звучат как бессмыслица. Слова должны быть произнесены голосом разговорной громкости. Сами по себе слова не являются источником силы заклинания; скорее, определённая комбинация звуков определенной высоты и резонанса приводит в движение нити магии. Таким образом, существо с кляпом во рту или находящееся в области магической тишины не может сотворить заклинание с Вербальным компонентом.
Создание Вербальных компонентов
Если вы хотите произносить Вербальные компоненты заклинаний, вы можете составить слова самостоятельно. Как бы вы их ни создавали, цель состоит в том, чтобы получить что-то, что легко сказать и что ничего не значит в реальном мире. Можно использовать такой метод: возьмите название заклинания, сохраните только по одному экземпляру каждой из его букв, и из этих букв составьте слова. Например, удалите две буквы "н" из названия "огненный шар" и переставьте оставшиеся буквы, получая Ашогне рый или Шыйогнера.
Соматический (С)
Соматический компонент — это энергичная жестикуляция или сложная последовательность жестов. Заклинатель должен использовать по крайней мере одну из своих рук для выполнения этих движений.
Материальный (М)
Материальный компонент — это определённые материалы, используемые при сотворении заклинания, как указано в круглых скобках в строке Компоненты. Эти материалы не расходуются заклинанием, если только в описании заклинания не указано иначе. У заклинателя должна быть свободная рука, чтобы иметь к ним доступ; если у заклинания есть и Соматический компонент, оба компонента могут выполняться одной рукой.
Если указанные материалы не расходуются, и их стоимость не указана, заклинатель может использовать Мешочек с компонентами вместо указанных материалов. Заклинатель может также заменить их Заклинательной фокусировкой, если у него есть умение, позволяющее такую замену. Для использования Мешочка с компонентами у вас должна быть свободная рука, чтобы достать до него, а для использования Заклинательной фокусировки вы должны держать её, если только в описании не указано иное.
Длительность
Длительность заклинания — это промежуток времени, в течение которого заклинание продолжает действовать после его сотворения. Длительность обычно принимает одну из следующих форм:
Концентрация. Длительность, требующая Концентрации, подчиняется правилам Концентрации.
Мгновенная. Мгновенная длительность означает, что магия заклинания появляется только на мгновение, а затем исчезает.
Отрезок времени. Длительность, заданная отрезком времени, определяет, как долго длится заклинание в раундах, минутах, часах и т.п. Например, в строке Длительность может быть указано “1 минута”, что означает, что заклинание заканчивается по прошествии 1 минуты. Пока сотворённое вами заклинание продолжает длиться, вы можете отменить его (действий не требуется), если только у вас нет состояния Недееспособный.
Эффекты
После длительности заклинания подробно описываются его эффекты. Они точно отражают действие заклинания, которое игнорирует обычные физические законы; любые последствия, выходящие за рамки этих эффектов, находятся в компетенции Мастера. Какими бы ни были эффекты, в них обычно упоминаются цели, спасброски, броски атаки или всё вместе; эти части работы заклинаний подробно описаны ниже.
Цели
При сотворении заклинания заклинателю обычно требуется выбрать одну или несколько целей, на которых будет воздействовать магии заклинания. В описании заклинания указано, нацеливается ли оно на существ, на объекты или что-то ещё.
Свободный путь к цели. У заклинателя должен быть свободный путь к тому, что он выбирает целью заклинания: цель не может находиться за Полным укрытием.
Выбор себя в качестве цели. Если заклинание сотворяется на существо по вашему выбору, вы можете выбрать себя в качестве цели, если только цель не должна быть Враждебной, или явно не оговорено, что цель должна быть существом, отличным от вас.
Области воздействия. Некоторые заклинания, такие как Волна грома, покрывают целую область, называемую областью воздействия. Эта область определяет, на что нацеливается заклинание. В описании заклинания указывается, воздействует ли оно на область; область воздействия обычно представляет собой одну из следующих форм: Конус, Куб, Линия, Сфера, Цилиндр или Эманация.
Осведомлённость цели заклинания. Если заклинание не оказывает заметного эффекта, существо не знает, что оно стало целью заклинания. Такой эффект, как молния, очевиден, но более тонкий эффект, например попытка чтения мыслей, остается незамеченным, если в описании заклинания не указано иное.
Недопустимые цели. Если вы сотворили заклинание на кого-то или что-то, на что оно не может воздействовать, с этой целью ничего не произойдет, но если вы использовали ячейку для сотворения заклинания, ячейка всё равно будет потрачена.
Если заклинание не оказывает эффекта на цель при успешном спасброске, то выглядит так, будто бы недопустимая цель преуспела в своём спасброске, хотя она его даже не совершает (таким образом, не выдавая информации, что существо является недопустимой целью). В противном случае вы почувствуете, что заклинание не возымело эффекта на цель.
Спасброски
Многие заклинания предписывают цели сделать спасбросок, чтобы избежать части или всех эффектов заклинания. В описании заклинания сказано, какая характеристика при этом используется, и что происходит при успехе или провале спасброска. Сл ваших заклинаний рассчитывается следующим образом:
Сл спасброска заклинаний = 8 + ваш модификатор заклинательной характеристики + ваш Бонус владения
Броски атаки
Некоторые заклинания требуют от заклинателя совершения броска атаки, чтобы определить, попало ли заклинание в цель. Модификатор атаки ваших заклинаний рассчитывается следующим образом:
Модификатор атаки заклинанием = ваш модификатор заклинательной характеристики + ваш Бонус владения.
Комбинирование эффектов заклинаний
Эффекты различных заклинаний, действующих одновременно, складываются. Однако эффекты от многократного сотворения одного и того же заклинания не складываются: пока длительности эффектов нескольких сотворений заклинания пересекаются, применяется только самый сильный эффект (например, дающий наибольший бонус). Если эффекты одинаково мощные, то пока их длительности пересекаются, применяется самый последний эффект. Например, если два Жреца сотворят Благословение на одну и ту же цель, эта цель получит преимущество заклинания только один раз; она не получит две бонусные кости. Но если длительности заклинаний пересекаются, этот эффект длится, пока не закончится длительность второго Благословения.
Определение действующего заклинания
Вы можете попробовать опознать не-мгновенное заклинание по его наблюдаемым эффектам, если заклинание ещё действует. Чтобы опознать его, вы должны действием Изучение преуспеть в проверке Интеллекта (Тайная Магия) Сл 15.
Комментарии